Psymaginary - графика природы с психологическим подтекстом





Форма входа

Друзья сайта





Воскресенье, 22.10.2017, 0:13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Крупенин А Крохина И Эффективный учитель
Крупенин А.Л. Крохина И.М. Эффективная женщина - всегда!
Крупенин А.Л. Крохина И.М. Трудно быть принцем
Главная | Регистрация | Вход
Что думает и-нет о книге - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » добавить форум » название форума » Что думает и-нет о книге
Что думает и-нет о книге
jakovaДата: Воскресенье, 21.09.2008, 2:11:33 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Нашла в интернете статью "Как воспитать принца?" Ольги ТЕРЁХИНОЙ (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8804/) Привожу полностью.
Какой мальчик не мечтал лягушку превратить в принцессу? А какой мужчина замечает в своей дочери принцессу? Принцесса или принц – это человек, который удовлетворяет свои межличностные потребности в признании, в приятии, в контроле, в понимании, в принятии самостоятельных решений.

Основная задача признания – это определение принадлежности к группе, связи с ней и уровня вовлеченности в ее жизнь. Первой группой в жизни ребенка становится семья. Родители должны чаще общаться с детьми, удовлетворяя их потребность в признании. Эти контакты должны обогащать ребенка личностными ценностями, вселять веру в собственную неповторимость и уникальность.

Следите за речью! Никаких «пеньков» и «шнурков»! Эти фразы снижают самооценку. Ваш ребенок еще не принц, а только учится им быть. Не переборщите, утверждая, что Ваш ребенок – гений, когда его сопровождают тройки и двойки.

В общении с ребенком важно не количество встреч, а качество – положительные эмоции, которые получает ребенок. Игнорирование ребенка, равнодушное к нему отношение формирует малопринимаемый тип личности. Только получая от родителей столько любви, сколько ему нужно, из него вырастает принимаемый взрослый человек.

Как известно, взрослый человек должен уметь принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. У родителей есть два способа помешать ребенку научиться принимать самостоятельные решения – это навязать собственные, не давая отдохнуть от опеки, или предоставить распоряжаться жизнью по своему усмотрению, когда он не может этого делать.

Лишь немногие родители решаются определить границы, в которых ребенок может действовать самостоятельно, и позволить ему действовать в этих рамках и нести ответственность за свои поступки. Учтите, что ребенок растет, и границы его самостоятельности расширяются. Этим Вы выражаете свое уважение к личности своего ребенка.

Межличностная потребность в контроле проявляется в поведении, связанном с установлением и поддержанием удовлетворительных отношений с людьми в области власти и влияния. На уровне чувств потребность в контроле выражается в стремлении быть компетентным в глазах других людей, в установлении и поддержании уважения и ответственности.

На уровне самоощущения потребность в контроле воспринимается человеком как потребность быть компетентным, знающим, самостоятельным человеком, ответственной личностью. Потребность в контроле проявляется в желании управлять другими людьми и их будущим; в желании быть контролируемым, передающим ответственность за принятие решений руководителю.

Одной из основных потребностей человеческой души является понимание. Ошибаются те родители, которые считают, что понимание начитается с умения четко донести до других свою точку зрения, убедить другого человека в своей правоте. Настоящее понимание начинается с умения внимательно и с интересом слушать своего ребенка. Он должен чувствовать Вашу открытость и доверять Вам.

Доверие – лучшая мотивация для ребенка. Она пробуждает все лучшее, что есть в нем. Но доверие требует терпения и времени, необходимость обучать и развивать ребенка. Конечно, вы можете сделать домашнее задание за ребенка, но важно побудить ребенка делать это самостоятельно. Вас же не будет рядом, когда его вызовут к доске решать похожую задачу? Вам предстоит научить ребенка учить уроки самостоятельно. Для этого потребуется терпение, объяснение непонятного для ребенка материала в десятый или сотый раз.

Наличие проблем в удовлетворении потребностей межличностного общения формируют лягушку, которая завидует окружающим, постоянно жалуется, выпячивает свои достоинства. Их картина мира тесна и бедна, поэтому они постоянно делают неправильный выбор.

Теперь только от Вас зависит: удастся ли маленькую девочку из лягушки сделать принцессой, а из мальчика вырастить принца.

Добавлено (21.09.2008, 2:11:33)
---------------------------------------------
А вот ещё одна статья из молодёжной газеты Teenager (Казахстан).
ПРИНЦЫ – ЛЯГУШКИ
Использованная литература:
Э.Берн “Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди”
А.Л.Крупенин. И.М. Крохина “Эффективный учитель”
Нет, я совсем не хочу сказать, что на голове у тебя должна быть корона или ты квакаешь по болотам, такой зеленый и холодный. Все гораздо проще и… сложнее.

Встречались ли вы с людьми, которым постоянно везет, обстоятельства всегда складываются благоприятно для них, “плохие” люди рядом с ними “меняют минус на плюс” и помогают этим “Солнышкам”. Они никогда не жалуются на нехватку денег или друзей, они вообще не жалуются. Им достаются самые красивые женщины и мужественные мужчины. Они достигают тех должностей, которых хотят. Они всегда выглядят веселыми и беззаботными, для них будто не существует проблем. Как правило, их любят все окружающие, потому что таких людей любить легко. Они-то и есть “Принцы” и “Принцессы”.

Однако, по большей, части мы встречаемся с теми, кому в этой жизни постоянно не везет. Все хорошее для них – в прошлом или будущем. Им попадается тот самый невыученный билет на экзаменах и хулиганы на улицах. Перед ними закрываются двери автобусов и кабинетов начальства. Они несут “тяжкое бремя жизни”, вместо того, чтобы просто радоваться ей. Они никогда не достигают желанных результатов, и всегда найдется тот нехороший человек, который будет в этом повинен. Они завидуют всем и во всем. Их трудно любить, потому что сами они не любят никого, а, прежде всего – себя. Перед вами лягушки. И они составляют большинство.

А вот в этом месте ты можешь обидеться ужасно: ты – лягушка! Сильно обидно? Имеешь полное право дальше не читать и… оставаться лягушкой. Читаешь? Тогда знай, что ты имеешь все шансы стать принцем (принцессой), потому что первый шаг на пути к этому совершенно несказочному превращению – это осознание своей лягушачести, огромное желание сбросить лягушачью кожу и знание того, как это сделать. Пойдем?

Как люди выбирают лягушачью позицию? Самое интересное, что ее не выбирают, с ней вырастают все без исключения, и никто не спрашивает нашего желания, хотим мы быть лягушкой или нет. А начинается все еще с младенческого возраста. Ребенок чувствует себя беспомощным, слабым, всецело зависимым от окружающих. Это первое отношение к себе ребенка – “Я - плохой”. Родители кормят малыша, меняют ему пеленки, ласкают его, заботятся о нем, и его восприятие окружающих складывается так: “Ты - хороший”. Таким образом, первая жизненная позиция: “Я – плохой, ты – хороший”. Не подозревая об этом, люди могут пронести ее через всю жизнь. Это одна из распространенных лягушачьих позиций.

Для сравнения, позиция принцев “Я – хороший, ты – хороший”. И еще кое-что о принцах, просто для того, чтобы тебе захотелось присоединиться к их компании.

Принцы чувствуют, что они уникальны Они не лучше и не хуже прочих. Они просто другие. Им не нужно доказывать свою неповторимость, они просто знают, что они таковы и не стремятся походить на других; не навязывают себя, но и остальным не позволяют этого делать. Принцы самостоятельны.

Приятие себя начинается с приятия собственной внешности. У принцев могут быть кривые ноги, редкие волосы, маленькие глазки, некрасивая фигура – все это не мешает им быть принцами. Они не тратят попусту время, обижаясь на родителей, которые их такими уродили, и не жалеют себя, таких несчастных.

Вместо этого принцы думают, как эффективнее использовать собственные достоинства для достижения своих целей. Это относится не только ко внешности. При этом принцы не боятся задумываться о себе (на самом деле, это очень трудно и страшно). Принцы никогда не притворяются, что знают и могут все, и это совершенно не принижает их в собственных глазах. Они могут позволить себе что-то не уметь и осведомлены, что есть вещи, которые они никогда не будут способны сделать. Это совершенно не снижает их самооценки. Принцы, как и многие люди могут ошибаться, могут терпеть поражение. Они способны потерять все, кроме одного – самоуважения и чувства уверенности в себе.

Принцы не только чувствуют, но осознают свои чувства и не боятся их проявлять. Они станут смеяться, плакать, раздражаться и сердиться, когда они чувствуют подобным образом, а не когда это “прилично”. Самое главное, принцы признают за собой определенные права и точно такие же права признают за другими людьми.

Принцы ответственны. Они принимают ответственность на себя, но не стараются решить проблемы вместо других людей.

Принцы не стремятся убежать от своего прошлого и “закрыть глаза” на будущее.

Принцы умеют радоваться и наслаждаться всем: учебой, работой, едой, игрой, сексом, книгами, другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не завидуют достижениям других людей. Принцы не замыкаются на собственных проблемах, они вовлечены в жизнь общества.
Copyright © Все права защищены.
Молодежная газета TEENAGER

 
lukanДата: Четверг, 02.10.2008, 4:01:16 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Это я нашёл на странице орловского университата -

"Предлагаемая авторами концепция поможет учителям проанализировать свои отношения с учениками и их родителями и существенно их оптимализировать. Последовательно и в деталях излагается целостная система представлений, упражнений и рекомендаций, прошедших многократную проверку и наделе продемонстрировавших свою педагогическую эффективность. Книга представляет собой практическое руководство для преподавателей, заинтересованных в радикальном изменении своего взаимодействия с учениками в сторону установления благожелательных взаимоотношений при повышении эффективности учебного процесса."

 
filanadДата: Вторник, 02.12.2008, 12:01:58 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Прошу прощения. Вроде бы нашла текст, а он вдруг исчез. Добавлю как только отыщу.

Добавлено (02.12.2008, 11:56:54)
---------------------------------------------
Нашла наконец. Адрес страницы http://shkola628.narod.ru/cetntr_zd/psihl_sl/rek_uchitel.htm Хотелось бы, чтобы автор заковычивал все цытаты, а не только избранные - средняя часть статьи взята напрямую из книги...
Рекомендации психолога
Психотерапевтическая функция учителя реализуется в двух сферах общения:
1) “Учитель-ученик”.
Учитель, непосредственно вступая в отношения с ребенком, обеспечивает эмоциональное благополучие школьника.
2) “Коллектив-ученик”.
Учитель влияет на личность опосредованно, регулируя взаимоотношения учащихся.
Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду” и т.п. Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.
Позиция “сотрудничества”
Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.
Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?
Технология “Словарь принца” (социальная психология)
Замечание необходимо строить следующим образом:
Первая часть
Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлимо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.
Пример:
- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…
- Когда вы рисуете на парте…
- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…
- Когда меня перебивают во время объяснения…
Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:
- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…
- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…
См. далее.

Добавлено (02.12.2008, 11:59:37)
---------------------------------------------
Продолжение.
Вторая часть
Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.
Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…
- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…
Третья часть
Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о котором сообщалось во 2 части.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).
- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).
Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.
Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.
Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.
См.далее

Добавлено (02.12.2008, 12:01:58)
---------------------------------------------
Продолжение
Создание атмосферы психологической поддержки в классе
(психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
И в заключении хотелось бы рассказать следующую притчу, взятую из книги “Эффективный учитель” Крупенина А.Л. и Крохиной И.М.:
Множество правоверных собрались послушать проповеди пророка Мохаммеда. Один верующий слушал проповедь внимательно и с обожанием взирал на пророка, молился ревностно и пылко и ушел только когда наступила ночь. Но вскоре прибежал обратно, в волнении крича: “О, великий Мохаммед! Этим утром я прискакал сюда на верблюде, чтобы послушать тебя пророка Аллаха. Теперь мой верблюд исчез. Я не нашел его нигде. Я был покорен тебе, жадно ловил каждое слово, верил в могущество Аллаха. Теперь мой верблюд пропал. Разве это похоже на Божью справедливость? И это на града за мою веру? Это благодарность за мои молитвы?Мохаммед выслушал эти слова отчаяния и сказал с доброй улыбкой; “Ты должен верить в Бога, но привязывай своего верблюда покрепче!”
Крупенин А.Л. Здесь говорит: “Признаем, что магических средств воспитания не существует. Для того, чтобы методика, прием, способ давали результаты, необходимо, прежде всего, чтобы активно работал разум их применяющего, его интуиция здравый смысл, т.е. мы сами привязывает своего верблюда. Давайте вместе двигаться к своей главной цели – получению радости и удовольствия от общения с детьми, от своей работы, от своей жизни.
Терапия творческим самовыражением – клинический терапевтический метод. В основе этого метода лежат две идеи. Каждый человек может узнать и понять особенности своей личности, характера, настроения. Вторая идея состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может через творчество смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Педагогическая суть методики заключается в обнаружении в процессе творческих занятий у каждого ребенка присущего ему природного характерологического радикала. На первом этапе обучения познание характеров позволяет каждому участнику занятий почувствовать себя самим собой, узнать, что люди разные по своему складу. Благодаря полученным знаниям ребенок начинает жить в соответствии со своими природными особенностями, индивидуальными смыслами и наполнять свою жизнь творчеством, выражать себя через творчество.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание подростками собственных целей и стремлений: что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром – решать задачи необходимо совместными усилиями взрослого и подростка.



Сообщение отредактировал filanad - Четверг, 20.11.2008, 9:38:01
 
kozuhayДата: Среда, 22.04.2009, 1:24:27 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Page 1
Эффективный урок
(Каждый решает только свои проблемы)
Чтобы превратить урок в свободное общение (одни хотят учиться, другой(ая) хочет учить),
очень желательно учесть наличие даже во время вашего занятия собственных "внеурочных"
проблем у учеников (и не стесняться наличия своих проблем).
Ниже приведены некоторые "рецепты" эффективной работы с классом. Для того, чтобы их
применение оказалось успешным, нужно, поняв достаточно простые технические особенности,
научиться использовать свои новые педагогические знания интуитивно, т.е. совершенно
естественно и "автоматически". Если же заниматься логическим анализом и классификацией
возникающих в ходе урока проблем, то ваша реакция на них будет запоздалой и неэффективной.
Если предложенные "рецепты" не работают у вас естественным образом, попробуйте изменить их
или себя. Раздел написан на основе опыта применения на практике книги Крупенина А.Л.,
Крохиной И.М. "Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов."
Важный этап – анализ поведения учеников с точки зрения принадлежности проблем [17,
с.216-229]. Все поведение учеников на уроке делится на две части – не мешающее учебному
процессу и неприемлемое для учителя (мешающее). Поведенческое пространство (поведение
учеников с точки зрения учителя) можно изобразить окном Томаса Гордона (американский
психолог):
Приемлемое поведение учеников
(эффективный урок)
Неприемлемое поведение учеников
Средняя разделительная линия может перемещаться вверх или вниз в зависимости от класса,
внешних условий, номера урока, настроения и предпочтений учителя. Оказывается, понятие
"неприемлемости" поведения можно преобразовать в понятие распределения проблем,
возникающих в процессе преподавания. Зона приемлемого поведения становится тогда
беспроблемной зоной.
Только в беспроблемной зоне взаимоотношения учителя и учеников уроки по-настоящему
эффективны. Жизнь любого человека, в том числе и школьника, не свободна от проблем. Не всегда
эти проблемы связаны со школой и тем более с конкретным уроком. Но дети любого возраста
способны сами разрешить многие из своих проблем, а другие отложить на время, чтобы заняться
учебой.
В то же время попытки учителя "присвоить" себе проблемы школьников и пытаться их
решить за детей почти всегда оканчиваются неудачно и приводят только к лишней трате нервов и
времени.
Главный шаг к эффективному преподаванию – определение "собственности" проблем по
отношению к тем событиям, которые происходят во время урока и не способствуют его
эффективности. Для этого надо рассмотреть два вопроса:
1) Испытываю ли я отрицательные эмоции от того, что поведение ученика оказывает реальное,
осязаемое, конкретное воздействие на меня и мою работу?
2) Испытываю ли я отрицательные эмоции лишь от того, что ученик не такой, каким бы мне
его хотелось видеть?
"Да" на первый вопрос означает, что это проблема учителя, и решать ее надо ему. "Да" на второй
вопрос – проблема и способы ее решения принадлежат ученику. Учитель не должен решать за
ученика его проблемы, но может помочь ему это сделать.
То же "поведенческое" окно Гордона можно преобразовать в "проблемное" окно:

Добавлено (22.04.2009, 1:18:07)
---------------------------------------------
Page 2

Неприемлемое
поведение
учеников

Полностью уйти от проблем невозможно; однако можно существенно сузить их зоны хотя
бы на время урока, и соответственно, расширить зону эффективной учебы. Разделение проблем
способствует "достижению власти" над ними. Методики сужения проблемной зоны ученика и
учителя заметно различаются.
Если ученик переживает на уроке собственные проблемы, то ему не до усвоения материала;
он малочувствителен как к критике, так и к похвалам.
Все дети периодически испытывают чувства, которые мы называем негативными. Все дети
ведут себя время от времени так, что сами создают себе проблемы. Учитель окажет ученику
большую помощь, если откажется от "собственности" на детские проблемы. Вот некоторые из
наиболее типичных сугубо детских проблем:
– У ... нет друзей.
– ... думает, что она некрасивая.
– ... ненавидит и боится своих родителей.
– ... боится старшеклассников.
– ... не нравится поведение одноклассников.
– ... боится, что над его ошибками будут смеяться.
– ... думает, что она глупая.
– ... не успевает сделать домашние задания.
Иногда школьники сообщают о своих проблемах в закодированном виде – задавая
преподавателям вопросы, на которые не ждут прямого ответа. Если ученик спрашивает: "Для чего я
(нехимик в будущем) вообще должен учить химию?" – не нужно пытаться ответить "Словом о
пользе химии" по М.В.Ломоносову. Такой вопрос означает скорее всего, что ученик не
подготовился к уроку (контрольной), или, начиная с какой-то темы, "потерял понимание" и теперь
боится своего еще большего непонимания. В таком случае вместо ответа "по существу" можно
попробовать спросить (без тени ехидства), например: "Трудно учить непонятно что непонятно
зачем?". Мы говорим своим "физматикам" в СУНЦ МГУ, что химия нужна им прежде всего как
повод учиться соображать на конкретном материале и для общего развития, чтобы понимать смысл
экологических проблем и дискуссий по ним.
Очевидно, что попытка помочь ученику справиться с его проблемами занимает много
времени. Поэтому во время урока целесообразно проигнорировать проблемы учеников и заняться
собственными.
Типичные проблемы учителя:
– Ученики громко ссорятся и дерутся на уроке.
– Ученики "громко" опаздывают.
– Ученики перебивают объяснение своими вопросами не по
теме.
– Ученики мусорят в классе.
– Ученики разрисовывают парты.
– Ученики слушают плейеры.
– У учеников звонят мобильные телефоны.
– Ученики жуют жвачку.
Нельзя допускать, чтобы школьники лишали учителя его законного права – учить с
удовольствием.
Чтобы сузить свою проблемную зону, учитель может:
– Изменить себя (принять отдельные факты поведения школьников).
Проблемы ученика
Эффективное время научения и
обучения (совместное
беспроблемное пространство)
Проблемы учителя

Добавлено (22.04.2009, 1:18:55)
---------------------------------------------
Page 3
– Изменить среду, обстановку (убрать отвлекающие факторы).
– Изменить поведение учеников.
Ученики 10-11-х классов достаточно взрослые люди, они способны понять и оценить
отношение к ним, как к партнерам по работе. Поэтому для изменения их поведения в лучшую
сторону эффективны трехчастные "замечания принца" – способ общения уверенного в себе и
дружелюбного педагога [17, с.346-357]:
Первая часть – только описание фактов:
Когда меня перебивают во время объяснения...
Вторая часть – указание конкретного неприемлемого для учителя эффекта:
... я могу сбиться и запутаться...
Третья часть – сообщение ученикам о своих эмоциях, вызванных эффектом, о котором
сказано во второй части:
... и боюсь, что мое объяснение станет непонятным.
Само замечание можно предварять напоминанием, что у меня (учителя) возникла проблема
(0 – часть).
Пример правильно построенного замечания:
Маша, твои опоздания создают мне проблему(0). Когда ты приходишь поздно(1), я должен
остановиться и перестать делать то, что я делаю(2). Это отвлекает и расстраивает меня(3).
Не обязательно строго следовать алгоритму. Главное – сообщить о неприемлемой именно
для себя ситуации и о своих чувствах по этому поводу. Таким алгоритмом нельзя пользоваться
постоянно – он слишком силен для этого! В алгоритм "замечания принца" не может быть включен
гнев – это вторичное чувство; ему обычно предшествует страх. Иногда кажется, что подобное
замечание не произвело немедленного должного эффекта. Но на следующем уроке через неделю вы
можете заметить, что класс стал "более послушным".
Для более младших школьников возможно другое прерывание неприемлемого поведения,
которое американский психолог Х.Джайнотт назвал "вмешательство" [29, с.170-172]. При этом:
1) Учитель признает, что у ученика вполне может возникнуть "неудобное" желание (поговорить на
уроке, подраться...)
2) Учитель четко определяет запрет на действие. Запрет должен быть безличностным:
"Посторонние разговоры пора прекратить!" (но не: "Прекрати болтать!")
3) Учитель указывает, как и когда ученик может осуществить свое желание: "Поговорите через 20
минут, когда урок кончится".
4) Учитель помогает ученику выразить свое недовольство: "Конечно, вам это не нравится" –
демонстрация того, что проблемы учеников поняты.
Таким образом чувства и действия разграничиваются. Ученику позволяется выразить любые
чувства, но в приемлемых словах или действиях (сублимация). При этом нужно уметь строго
соблюдать равновесие – доброжелательность не должна быть принята за попустительство, а
неприятие ситуации – за личную неприязнь. Использование —вмешательства“ эффективно в
младших и средних классах, например, в 8-х и 9-х.
Внимание! Приучите себя обходиться без запретов с частицей —не“. На подсознательном
уровне восприятия —не“ игнорируется и команды типа —не шуми“ воспринимаются
противоположно: —шуми“.
Однако, если школьника подавляли с 1-го по 9-й класс, а в 10-м с его мнением начинают
считаться (в другой школе), он может расценить поведение педагогов как уступку. И тут очень
важно отличать уступки от сотрудничества.
Следует понять, что авторитарный стиль – это не только принуждение и подавление, но
также и уступки – допущение принуждения учеников по отношению к себе. Уступки ученикам
– не демократия, а просто передача власти более сильному. Демократия – это общение на
равных, когда партнер, обладающий большими знаниями, делится ими с остальными партнерами.
При всей критике авторитарного стиля именно на уроках химии допустимы в некоторых
случаях способы подавления и даже в сочетании с физическим воздействием – вполне можно
оттолкнуть не в меру любопытного школьника во время опасного демонстрационного
эксперимента или резко отобрать у него несомое в рот ядовитое вещество.
Нередко причиной неэффективного взаимодействия учителя с классом оказывается другое
неправильное распределение – обязанностей учителя и учеников. Пример возникновения

Добавлено (22.04.2009, 1:19:42)
---------------------------------------------
Page 4
позиционного конфликта (попытка бороться со списыванием домашних заданий), связанного с
неправильным распределением обязанностей, описан в новом издании книги "Режиссура поведения
учителя" [7, с.137-139].
Повальное списывание домашних заданий – на переменах или перед уроками –
хроническая проблема наших школ. Как родитель, я сам предлагаю своим дочерям, честно
пытающимся сделать все уроки, не сидеть над ними после полуночи, а списать у кого-нибудь в
школе. Как учитель – стараюсь вообще не задавать ничего на дом, сознавая, что большинство все
равно спишут перед уроком. Ведь почти на каждой перемене наблюдаю, как школьники стараются
избавиться от долгов перед моими "более требовательными" коллегами – и списывают,
списывают...
Школьники списывают домашние задания, потому что учителя формально оценивают эти
работы, не учитывают индивидуальные особенности учеников (что для слабого достижение, то для
сильного лишь отписка), не учитывают реальные возможности школьника (честно сделать все
заданное на дом во многих случаях невозможно), дают мало вариантов задания и, в конце концов,
смиряются со списыванием ("лишь бы хоть понимали, что пишут"). Таким образом, списывание –
это проблема учителя (затраченная им работа почти бесполезна), возникающая потому, что учитель
пренебрегает своими обязанностями. В таком случае борьба со списыванием – это попытка
возложить на учеников ответственность за недовыполнение учителем своих обязанностей. Явное
нарушение в распределении обязанностей и ответственности приводит к бесполезности борьбы со
списыванием.
Разумеется, у школьников есть свои учебные обязанности. Но они, как более младшие и
менее опытные, "имеют право" на меньшую ответственность по сравнению с учителем. У
большинства моих знакомых учителей всегда есть запас вырванных из использованных тетрадей
чистых листков – для "разгильдяев", забывших свою тетрадь. Сам я с удовольствием выдаю
листки на контрольные и самостоятельные работы – потому что школьникам заранее объявлено,
что по оценкам за работы, написанные не в тетрадях, а на листках, их претензии не принимаются...
Итак, вам уже не страшно заходить в класс, и работа в школе даже нравится. Обычно
примерно через полгода регулярного общения со школьниками начинаются попытки осознания
смысла своей деятельности. Кроме того, становится ясно, что приемы работы с девятиклассниками
и десятиклассниками должны заметно отличаться. А еще выясняется, что в классе есть —трудные
дети“.

Добавлено (22.04.2009, 1:24:27)
---------------------------------------------
а вот ещё - http://upr.1september.ru/article.php?ID=200702207

 
gonharow2010Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 7:18:04 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Нашёл ещё:
Мой личный топ книг по психологии для тех, кто хочет узнать, что это такое и в то же время применять какие-то психологические знания в личной жизни на работе и проч.

Книга первая: «Эффективный учитель»

«Эффективный учитель» Крупенин А.Л. Крохина И.М. - пускай вас не вводит в заблуждение название книги. Применять знания в ней может любой человек с любым образованием не только с педагогическим и не только преподаватель или учитель. Ведь на определенном этапе мы все становимся учителями. В молодости мы обучаем младшего братика или сестричку, на другом жизненном этапе мы обучаем своих детей, а в старости и внуков. Но книга, прежде всего о том, кто перед вами, что он из себя представляет, что он действительно говорит, и что он на самом деле имеет ввиду. А также, какие у него проблемы и как помочь ему с ними справится. Тоже можно сказать о себе. Кто Я, что Я говорю, какие у Меня проблемы, природа проблем, откуда они у Меня и как с ними справится. Книга основана на работах американского психолога и психиатра Эрика Берна, основоположника трансакционного анализа, в свою очередь основанного на психоанализе. Возможно, кто-то уже читал его книги «Люди, которые играют в Игры» и др., но не смог в них разобраться. Для них отличным шагом для понимания трансакционного анализа будет эта книга. Книга дает отличное первое представление о реальной психологии, а также объяснит и покажет такое понятие как «структура личности» и многие другие.
Книга очень интересная, читается легко и доступно и самое главное написана психологами и о психологии.
Ни в коем случае не используй библиотечный вариант. Только свой. Качай в Инете - распечатывай - и в распечатке ставь свои пометки, заводи конспект, и обязательно всю проделанную работу сохрани. А лучше конечно же купить книгу. Цени свою проделанную работу - каждая твоя пометка на полях книги несет в себе информацию, которую лучше всего сохранить на будущее. При изучении какого либо материала - основное требование это многократное повторение, т.е. возвращаться к прочитанному по-много раз, через несколько месяцев или лет. Только так можно что-либо изучить, остальное все ... так ... баловство.
Написал EdwardBy http://forum.igromania.ru/showthread.php?t=57030&page=11

 
mischavi1Дата: Четверг, 22.04.2010, 4:10:44 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Нашёл ещё. Автор - Галеева Н.Л., к.б.н., доцент, зам. зав. кафедрой управления образовательными системами МПГУ . Статья -
"Коммуникативная компетентность как часть общей профессиональной компетентности учителя."
Замечание «от принца» к «принцу». Умение сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону, оказывается, не только искусство, но и наука. Вот схема трехтактного замечания с примером:

· Сначала - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься»)

· Затем - описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»)

· Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2). Технология предупреждения и разрешения конфликтов. В управлении общением умение предупреждать и разрешать конфликты, пожалуй, одно из важнейших. Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу» о таких вещах, как, например, критерии отметок или правила взаимодействия на уроке. В моем кабинете много лет висит на стене плакат-договор с положениями, которые мы обсуждаем на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии мне остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся надо дать время для обдумывания (один ученик подписался на плакате только в январе, объяснив это тем, что проверял, как я сама выполняю эти правила).

На этом же первом уроке, обсуждая четвертое положение правил, обычно выясняется, что дети не всегда различают факты, мнения и выводы, что так же ведет к конфликтам. Обучить их этому несложно, это можно сделать на специальном классном часе, или в рамках такого элективного курса как, например, авторский курс «Сам себе учитель», где такие занятия подробно расписаны и снабжены необходимыми дидактическими материалами.

Добавлено (22.04.2010, 4:09:36)
---------------------------------------------
Продолжение -
Правила общения в кабинете ________.

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Но если конфликт все-таки состоялся, тогда следует воспользоваться алгоритмом решения конфликтов, который предлагают специалисты по конфликтологии (лучше, если этот алгоритм, обсужденный и скорректированный, будет все время на виду у учащихся, возможно, рядом с плакатом – договором):

1. Определяем проблему.

2. Вырабатываем несколько возможных решений.

3. Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4. Выбираем лучшее.

5. Организуем выполнение.

6. Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3). Как разделить проблемы ученика и учителя. Еще один технологичный прием, позволяющий предупреждать и разрешать конфликты, помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя. Вот какими способами конфликтологи предлагают решать проблемы учителя:

· Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).

· Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

· Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается).

· Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Добавлено (22.04.2010, 4:10:44)
---------------------------------------------
Продолжение -
Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что проблема принадлежит ученику. Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:

· Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);

· Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

· «Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка);

· Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

В планах методической работы школы, отдельных методических объединений обязательно должно найтись время для встреч со специалистами, помогающими учителям освоить особенности общения с детьми разных национальностей. Ведь эти особенности будут проявляться не так в освоении предметов, как, в первую очередь, в национальных особенностях коммуникации. Исследования физиологов, нейрофизиологов показали, что существенное влияние на специализацию полушарий мозга, на формирование межполушарных взаимодействий, определяющих особенности не только мышления, но и коммуникации оказывает и фактор пола, что также должно быть предметом изучения и обсуждения в педагогическом коллективе.

В учебных планах и планах воспитательной работы должно быть место и время для целенаправленного обучения детей коммуникативным навыкам. Элективные курсы, школы этикета, курсы риторики, тематические конкурсы, ролевые игры – каждая школа выбирает свои ресурсы реализации условий для инициации и развития коммуникативной компетентности у учеников. Без этой работы даже самый высокий уровень коммуникативной компетентности учителя будет работать, в основном, как ресурс обеспечения условий, но не результатов образовательного процесса.

Литература по теме для учителя и методиста:

Книги:

1. Гарднер Г. «Структура разума: теория множественного интеллекта» Пер. с англ. Изд. «Вильямс», Минск, 2007

2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Р-н-Д, Феникс, 1995

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990

 
agener2010Дата: Пятница, 28.05.2010, 12:24:34 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Взято отсюда -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Курсы повышения квалификации
Н.Л. Галеева
Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса

http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200702207
Думаю, что кавычек -т.е. ссылок - можно было бы и больше указать biggrin

Очень эффективно проходят в учительской аудитории тренинги общения, построенные на положениях теории трансактного анализа Эрика Берна. По его мнению, в каждом человеке живут трое людей с разными социальными ролями в общении: «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» (ребенок). Каждый раз, когда возникает ситуация общения, человек наиболее ярко проявляет одну из своих сущностей: может вести себя и как «Дитя» (непосредственно, не очень отслеживая результаты своих слов, чересчур эмоционально), и как «Взрослый» (адекватно реагируя на обращение других, проявляя «необходимый и достаточный» уровень эмоций, сдержанно и в то же время свободно), и как «Родитель» (с позиции человека, отвечающего «за все», поэтому диктующего всем правила жизни).

Но очень часто стиль общения как бы «оккупирует» только одна из трех ролей (Д, В, Р), и тогда мы можем видеть капризного, надутого, обидчивого или наоборот неуверенного, суперзастенчивого («Дитя»). Если же в общении доминирует «Родитель», то мы сталкиваемся с человеком-занудой, всех поучающего, всезнающего. Даже если предположить, что он чаще всего оказывается прав, общаться с ним не всегда приятно.

Формы тренингов «по Берну» разнообразны, но две из них позволяют учителю не просто «поиграть», примеряя на себя каждую роль, но и потренировать способность быстро переключаться в реальном диалоге. В первом тренинге используйте диалоги, отражающие реалии учебного процесса и кубик, где на гранях написаны буквы Д, В и Р (по два раза на противоположных гранях). Один участник берет карточку, а второй кидает кубик. Первый – читает фразу-обращение (начинает общение), а второй – отвечает в соответствии с ролью, выпавшей на грани кубика. Например, первый выбрал карточку с таким обращением:

– Мария Петровна, не знаете, сколько осталось до конца урока?

Второй (у него на кубике выпала буква Р, он в роли «Родителя») должен придумать ответ типа:

– Что, не терпится опять курилку в туалете устроить? (Упрек из позиции «Родитель»).

Если же выпала буква Д, то ответ из роли «Ребенка» («Дитя»), может быть примерно таким:

– Неужели тебе так неинтересно, что мы проходим на уроке? (Обида).

Естественно, «Взрослый» на этот вопрос ответил бы: «Десять минут», и, возможно, поинтересовался бы: «Успеваешь все сделать? Помощь нужна?».

(Для учителя: если вы организуете такую игру на классном часе, например, для своих учеников, предварительно объяснив смысл каждой социальной роли в общении, то будете иметь диагностику истинного положения со стилями общения людей, окружающих ваших учеников. Практика показывает, что подавляющее большинство подростков не выдумывает ответы, а берет их из жизни, вспоминая подобные ситуации).

На следующем этапе тренинга предложите учителям придумать самостоятельно такие трансакции (вопрос-ответ), которые соответствуют различным схемам общения (см. рис. 3).

Рис. 3. Схемы общения по Э. Берну

Такие схемы общения, когда посыл и ответ не пересекаются («параллельное» общение, варианты 1–3) иллюстрируют возможности успешной трансакции. Но вот (вариант 4) меня спросил ученик о том, сколько времени до конца урока (от «Взрослого» к «Взрослому»), а я ответила, что звонок не для него, а для учителя (от «Родителя» к «Дитя»). Направления общения пересекаются, трансакция нарушена, общение не состоялось.

У учителя не должно сложиться впечатления, что какая-то из ролей «по Берну» лучше другой. Главное в них – соответствие ситуации. А преимущество есть у каждой. Обязательно отметьте, что креативность, творческость — атрибут «Дитя». Именно «Дитя», активно исследуя все новое, рискует, пробует. «Взрослый» скорее пойдет испытанным путем, особенно не рискуя. Амплуа «Родителя» тоже имеет свои плюсы (к нему можно прийти за советом, он чаще других выступает в роли руководителя, у него очень сильно развито чувство ответственности). Счастлив и успешен тот человек, который в меру и вовремя и «Взрослый», и «Дитя», и «Родитель»…

Добавлено (28.05.2010, 12:22:58)
---------------------------------------------
продолжение
Такие схемы общения, когда посыл и ответ не пересекаются («параллельное» общение, варианты 1–3) иллюстрируют возможности успешной трансакции. Но вот (вариант 4) меня спросил ученик о том, сколько времени до конца урока (от «Взрослого» к «Взрослому»), а я ответила, что звонок не для него, а для учителя (от «Родителя» к «Дитя»). Направления общения пересекаются, трансакция нарушена, общение не состоялось.

У учителя не должно сложиться впечатления, что какая-то из ролей «по Берну» лучше другой. Главное в них – соответствие ситуации. А преимущество есть у каждой. Обязательно отметьте, что креативность, творческость — атрибут «Дитя». Именно «Дитя», активно исследуя все новое, рискует, пробует. «Взрослый» скорее пойдет испытанным путем, особенно не рискуя. Амплуа «Родителя» тоже имеет свои плюсы (к нему можно прийти за советом, он чаще других выступает в роли руководителя, у него очень сильно развито чувство ответственности). Счастлив и успешен тот человек, который в меру и вовремя и «Взрослый», и «Дитя», и «Родитель»…

*

Осваивать технологии общения лучше всего в системе целенаправленных занятий, организованных специалистами. Однако, как показывает наша практика, учитель, изучая даже в одиночку пособия по общению (см. п. 3, 7 в списке литературы), при желании может совершенствовать свою коммуникативную компетентность. Ведь технология общения состоит из способов, приемов, которые педагог может испытать в семье, со своими детьми, с друзьями, коллегами. Ее также можно отнести к технологиям развивающего обучения, так как она не только обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон, но через механизмы подражания развивает качество коммуникативных компетенций ученика.

Приведу примеры описанных, в упомянутых выше пособиях, авторских мини-приемов, для освоения которых учителю не нужны специальные тренинги, достаточно желания и упорства:

1. Замечание «от принца» к «принцу» (см. п. 3 в списке литературы). Умение сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону, оказывается, не только искусство, но и наука. Вот схема трехтактного замечания с примером:

*

Сначала – не осуждающее описание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься»).
*

Затем – описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»).
*

Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2. Технология предупреждения и разрешения конфликтов. В управлении общением умение предупреждать и разрешать конфликты, пожалуй, одно из важнейших. Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу» о таких вещах, как, например, критерии отметок или правила взаимодействия на уроке.

В моем кабинете вот уже много лет висит на стене плакат-договор с положениями, которые мы обсуждаем на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают договор (прямо на плакате), и впоследствии мне остается только молча показать на нарушаемое условие, чтобы напомнить возмутителям спокойствия о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся надо дать время для обдумывания (один ученик подписался на плакате только в январе, объяснив это тем, что проверял, как я сама выполняю правила).

Правила общения в кабинете ________________________

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Мое мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

На этом же первом уроке, обсуждая последнее положение правил, обычно выясняется, что дети не всегда различают факты, мнения и выводы, что так же ведет к конфликтам. Обучить их этому несложно, это можно сделать на специальном классном часе, или в рамках такого элективного курса как, например, авторский курс «Сам себе учитель», где такие занятия подробно расписаны и снабжены необходимыми дидактическими материалами.

Но если конфликт все-таки состоялся, тогда следует воспользоваться алгоритмом решения конфликтов, который предлагают специалисты по конфликтологии (лучше, если этот алгоритм, обсужденный и скорректированный, будет все время на виду у учащихся, может быть, рядом с плакатом-договором):

1. Определяем проблему.

2. Вырабатываем несколько возможных решений.

3. Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4. Выбираем лучшее.

5. Организуем выполнение.

6. Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

Добавлено (28.05.2010, 12:24:34)
---------------------------------------------
продолжение
3. Как разделить проблемы ученика и учителя. Еще один технологичный прием, позволяющий предупреждать и разрешать конфликты, помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.

Прежде чем решать, что и как делать, выясните, чья это проблема – ваша или ученика. Установить это просто: надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, проблема учителя. Вот какими способами конфликтологи предлагают решать проблемы учителя:

*

Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).
*

Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).
*

Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация вас не касается).
*

Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что проблема принадлежит ученику. Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических воздействий:

*

Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ).
*

Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»).
*

«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка).
*

Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

В планах методической работы школы, отдельных методических объединений обязательно должно найтись время для встреч со специалистами, помогающими учителям освоить специфику общения с детьми разных национальностей. Ведь какие-то нюансы будут проявляться не столько в освоении предметов, сколько в первую очередь в национальных особенностях коммуникации. Исследования физиологов, нейрофизиологов показали, что существенное влияние на специализацию полушарий мозга, на формирование межполушарных взаимодействий, определяющих качества не только мышления, но и коммуникации, оказывает и фактор пола, что также должно быть предметом изучения и обсуждения в педагогическом коллективе.

Задание для самопроверки

1. Проанализируйте управленческие документы школы за последние три года (планы методической работы, планы работы отдельных методических объединений, формы анализа уроков, учебные планы, планы воспитательной работы и др.) и оцените целенаправленность, системность и содержание деятельности в школе по созданию условий для роста коммуникативной компетентности учителей, качества педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

2. При плановом посещении уроков оцените уровень и формы проявления такой составляющей коммуникативной компетентности учителей и учеников, как толерантность.

Влияет ли уровень толерантности учителя на уровень толерантности учеников?

3. Помогите учителям подобрать информационный материал об особенностях коммуникации в тех этносах, национальности которых представлены в вашей школе, подготовить и провести семинар по актуальным вопросам этнопедагогики.

Литература

Книги:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. Минск: Вильямс, 2007

3. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979

 
egor1473Дата: Суббота, 11.12.2010, 12:31:39 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот ещё отрывок из "Коммуникативная компетентность как часть общей профессиональной компетентности учителя. Галеева Н.Л., к.б.н., доцент, зам. зав. кафедрой управления образовательными системами МПГУ"
1. Осваивать технологии общения лучше всего в системе целенаправленных занятий, организованных специалистами. Однако, как показывает наша практика, учитель, изучая даже в одиночку пособия по общению [3, 7], при желании может совершенствовать свою коммуникативную компетентность. Ведь технология общения состоит из способов, приемов, которые учитель может испытать в семье, в общении со своими детьми, с друзьями, коллегами. Эти технологии также можно отнести к технологиям развивающего обучения, так как они не только обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают качество коммуникативных компетенций ученика.
Приведу примеры описанных в упомянутых выше пособиях и авторских мини-приемов, для освоения которых учителю не нужны специальные тренинги, достаточно желания и упорства:
1). Замечание «от принца» к «принцу». Умение сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону, оказывается, не только искусство, но и наука. Вот схема трехтактного замечания с примером:
Сначала - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься»)
Затем - описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»)
Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
2). Технология предупреждения и разрешения конфликтов. В управлении общением умение предупреждать и разрешать конфликты, пожалуй, одно из важнейших. Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу» о таких вещах, как, например, критерии отметок или правила взаимодействия на уроке. В моем кабинете много лет висит на стене плакат-договор с положениями, которые мы обсуждаем на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии мне остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся надо дать время для обдумывания (один ученик подписался на плакате только в январе, объяснив это тем, что проверял, как я сама выполняю эти правила).

Добавлено (11.12.2010, 12:10:11)
---------------------------------------------
Продолжение.

На этом же первом уроке, обсуждая четвертое положение правил, обычно выясняется, что дети не всегда различают факты, мнения и выводы, что так же ведет к конфликтам. Обучить их этому несложно, это можно сделать на специальном классном часе, или в рамках такого элективного курса как, например, авторский курс «Сам себе учитель», где такие занятия подробно расписаны и снабжены необходимыми дидактическими материалами.
Но если конфликт все-таки состоялся, тогда следует воспользоваться алгоритмом решения конфликтов, который предлагают специалисты по конфликтологии (лучше, если этот алгоритм, обсужденный и скорректированный, будет все время на виду у учащихся, возможно, рядом с плакатом – договором):

1. Определяем проблему.
2. Вырабатываем несколько возможных решений.
3. Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.
4. Выбираем лучшее.
5. Организуем выполнение.
6. Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3). Как разделить проблемы ученика и учителя. Еще один технологичный прием, позволяющий предупреждать и разрешать конфликты, помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.
Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя. Вот какими способами конфликтологи предлагают решать проблемы учителя:
Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).
Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).
Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается).
Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).
Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что проблема принадлежит ученику. Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:
Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);
Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);
«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка);
Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

Добавлено (11.12.2010, 12:11:34)
---------------------------------------------
Продолжение.
В планах методической работы школы, отдельных методических объединений обязательно должно найтись время для встреч со специалистами, помогающими учителям освоить особенности общения с детьми разных национальностей. Ведь эти особенности будут проявляться не так в освоении предметов, как, в первую очередь, в национальных особенностях коммуникации. Исследования физиологов, нейрофизиологов показали, что существенное влияние на специализацию полушарий мозга, на формирование межполушарных взаимодействий, определяющих особенности не только мышления, но и коммуникации оказывает и фактор пола, что также должно быть предметом изучения и обсуждения в педагогическом коллективе.
В учебных планах и планах воспитательной работы должно быть место и время для целенаправленного обучения детей коммуникативным навыкам. Элективные курсы, школы этикета, курсы риторики, тематические конкурсы, ролевые игры – каждая школа выбирает свои ресурсы реализации условий для инициации и развития коммуникативной компетентности у учеников. Без этой работы даже самый высокий уровень коммуникативной компетентности учителя будет работать, в основном, как ресурс обеспечения условий, но не результатов образовательного процесса.

Добавлено (11.12.2010, 12:31:39)
---------------------------------------------
Ну не могу пройти мимо -
Федорчук В.В.ОСНОВИ ПЕДАГОГІЧНОЇ МАЙСТЕРНОСТІ навчально-методичний посібник 2008 р.
Аналізуючи загальноприйняті уявлення про “ідеального вчителя”, А.Л.Крупенін та І.М.Крохіна приходять до висновку, що такий педагог повинен усе знати, все розуміти, бути кращим і досконалішим за будь-яку звичайну нормальну людину. Він повинен начебто підноситися над людською масою, демонструючи надзвичайні знання, яскравий талант, організаторські здібності, силу і повноту особистості, вміння турботливо і чуйно ставитися до дітей… Тому образ “хорошого вчителя” починає втрачати людські риси, дедалі більше стаючи схожим на янгола. Зважаючи на це, автори пропонують власну модель: хороший учитель – це щасливий учитель. Щасливий учитель – принц. Основне завдання будь-якого вчителя – стати самому принцем і створити умови, які дають змогу рухатися на шляху до принців його учням.

 
ugarimДата: Суббота, 10.03.2012, 12:52:39 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Название: «Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов».
Авторы: Крупенин А.Л, Крохина И.М.

В аннотации сказано, что эта книга призвана помочь учителю в его взаимодействии с учеником. С этой задачей она несомненно справляется, но также эта книга будет достаточно полезна все тем, кто желает разобраться в себе и «превратиться из лягушки в принца». Именно этими категориями и оперирует автор. Он подробно разбирает, в чем заключается и как формируется позиция «Принцев» и как «Лягушек». В чем между ними разница и как можно выйти из старых стереотипов и наработать новый способ отношения к себе и миру. В книги описываются этапы развития ребенка, влияние родительских установок и их отношения к ребенку, дальнейшая социализация детей, возникновение и разрешение спорных ситуаций. Книга полезна не только для собственного самопознания, но и для того, чтобы освоить и понять в чем заключается роль «хорошего родителя» и что надо делать, чтобы действительно им стать.
 
gumДата: Пятница, 11.05.2012, 8:02:12 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Очень интересно. что авторы не заметили, что авторов два, а не один... cry

В беседах "по душам" с самыми разными преподавателями очень часто звучит "извечная жалоба" учителя: "Ну почему мне с Ваниным с легкостью, а с Прониным - так тяжело". В одно и тоже время в разговоре в виде главнейшей линии прослеживается "затаеная мечта" учителя: "Как хочется, что6ы все мои ученики 6ыли похожими, одними и теми же..." Подо6ное намерение понятно — ведь учительский труд чрезвычайно нелегок. И тут если бы посчастливилось наработать одно средство, применимое для всех (то 6ишь, панацею), тогда уже все учащиеся стали бы чрезвычайно удобными в обращении.То вероятное, но слишком мало принимаемое в расчет обстоятельство - ученики неодинаковы — налагает и на нас условие - 6ыть гибкими, восприимчивыми к нашим детям, искать все новехонькие и новейшие подходы. Если вы, проезжей частью читатель, с этим не согласны, то книга адресована не вам, она не к вашим услугам, как, скорее всего и работа в школе.(из книги)21 марта 2011 - торрент перезалит. Изменено наименование файла.

Автором книги Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников стал author, один из самых неоднозначныхпрофессионалов в этой области. Параграфы учебного пособия поделены таким образом, чтобы гарантировать прочное усвоение изучаемого материала и позволить читателям мониторить уровень знаний самостоятельно. Главной задачей Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников является обеспечение читателей фундаментальными знаниями, а преподаватели смогут открыть для себя новую информацию и сделать занятия еще более увлекательными! Если вам хочется обрести новые знания с легкостью, быстро и с азартом – вам обязательно стоит скачать книгу Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников в любом из форматов (FB2, TXT, PDF, DOC, DJVU)! Сайт ArtsBookz.ru создавался для аудитории различных возрастных категорий, людей увлеченных итех, кто не ленится учиться. Здесь можно быстро скачать книги по всем специальным предметам, академическую обучающую литературу и очень много полезных учебных пособиях!
 
gor14Дата: Четверг, 22.05.2014, 6:25:28 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Особый интерес для решения проблемы диагностики экзистенциальной сферы представляет возможность выявления жизненных позиций, которые были
определены как «лягушки» и «принцы». Исследователи А.А. Крупенин и И.М.
Крохина утверждают, что выявить лягушек можно при применении
ситуативного тестирования. (105, с. 37). Основанное на регистрации и
анализе мельчайших вариаций поведения, ситуативное тестирование является
достаточно сложной процедурой, несмотря на внешнюю простоту. Оно
требует тренировки и систематической практики, так как в ходе
тестирования обнаруживается слишком много деталей и трудно их выделить,
классифицировать и сделать на их основе выводы, то есть все то, что в
обычном тестировании делает за исследователя уже готовый текст.
Преимуществом ситуативного тестирования является то, что оно обязательно
включает в себя обратную связь, проверку сделанных выводов
непосредственно на месте, буквально в ту же минуту, в которую было
осуществлено умозаключение. Если полученный результат ему не
соответствует, можно сразу же собрать новый материал и сделать более
точное заключение.
Это из диссертации "Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы" Шершневой Анжелы Владимировны (http://www.dslib.net/obw-pedagogika/konceptualnye-osnovy-formirovanija-jekzistencialnoj-sfery.html).


Сообщение отредактировал gor14 - Пятница, 23.05.2014, 10:25:07
 
Форум » добавить форум » название форума » Что думает и-нет о книге
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017