Это я нашёл на сайте
http://romanharitonov.livejournal.com/ Откуда есть пошли репликаторы.
Миметикой я стал интересоваться сравнительно недавно и вдруг мне попалась эта книга. Признаюсь,
достаточно необычная, но написанная легко и с многочисленными примерами.
Я прочитал на одном дыхании. Рекомендую всем, кто время от времени
позволяет себе сделать небольшой перерыв в чтении беллетристики.
Теперь немного о содержании книги (там есть ещё много чего, но я написал о любимом, о миметике):
Одним из самых сложных вопросов миметики до сих пор оставался вопрос как и
когда появились мимы (именно так, „мим“, а не „мем“, поскольку автор
термина Р. Докинз специально указывал, что „meme“ должно читаться как
„мим“). Ни Докинз, ни Блэкмор, ни Деннет не дают чёткого ответа на этот
вопрос. Мимы просто появились и всё. Однако недавно появилась теория,
пытающаяся пролить свет на этот вопрос (Крупенин А.Л., Крохина И.М.
„Трудно быть принцем“
http://kroufamily.ucoz.com/). В ней появление мимов связывается связывается с эволюцией человека в свете палеопсихологических представлений Б.Ф.Поршнева.
Предполагается, что ещё до появления мимов у предков человека – троглодитов –
существовал уже второй тип репликатора, называемый авторами „имом“ (от
„имитация“). Имы позволяют ответить на поставленный Поршневым вопрос –
почему у троглодитидов „орудия труда“ не менялись на протяжении многих
десятков или даже сотен тысяч лет, хотя их производство не было
закреплено генетически. Именно им, появившийся благодаря способности
троглодитидов к имитации, позволял передавать навыки изготовления этих
орудий. Однако новые типы „орудий“ появлялись только с возникновением
новых видов троглодитид, с изменением анатомии мозга.
Имы не исчезли с появлением человека, они достались нам в наследство: легко
запоминающиеся мелодии, стихотворения, движения – всё это имы. В этом и
состоит основное отличие имов от мимов: последние имитируются с большим
трудом и, в основном, насильно насаждаются новому носителю. Это лежит в
истории возникновения мимов, начавшейся с появлением языка.
Согласно Поршневу речь связана с суггестией и контрсуггестией, с необходимостью
насильственного воздействия одного индивида на другого. Язык был первым в
истории человечества мимом. Все остальные мимы обязаны ему своим
существованием. До сих пор распространение мимов связано с насилием,
осуществляемым обществом на своих членов. Родители заставляют ребёнка
говорить, учителя заставляют детей усваивать учебный материал и т.д. и
т.п.
Первые „базисные“ мимы произошли из описанных Поршневым отношений „мы и они“, „мы и вы“, „я и другие“. На основе этих мимов
возникли все социальные мимы, регулирующие жизнь общества. Первоначально
это были табу, основными среди которых являлись мимы экзогамии и запрет
убивать своих. Одновременно появились и когнитивные мимы, хотя они
долгое время не играли решающей роли в передаче навыков, поскольку для
этого хватало и имов, ибо в основном это были двигательные навыки.